На мой взгляд, с моей точки зрения…

Однажды на форуме одного из психологических сайтов разгорелась жаркая дискуссия на тему, была ли в советское время агрессия в обществе, как проявлялась, и когда она была больше – тогда или сейчас.

Ответов было много, и все они были разные, порой совершенно противоположные. Меня удивило не разнообразие мнений, а то, что каждый автор, выражал свою точку зрения несколько категорично, как будто именно его точка зрения была единственно правильной. Тон дискуссии был очень негармоничным, от прочтения оставалось неприятное впечатление.

В этот момент я вспомнила очень жизненный тренинг, который в рамках конференции в ВГУ проводил очень интересный человек из Харькова Шуть Н.Н. Команде из 9 человек дали веревку длиной 25 м и предложили распределиться вдоль веревки так, чтоб все находились на равном расстоянии друг от друга, одной рукой держась за веревку.

Когда упражнение было исполнено, тренер подчеркнул: «Посмотрите направо, налево, вы уверены, что находитесь на равном расстоянии друг от друга? Тогда спускайтесь вниз (аудитория была амфитеатром) и станьте так, чтоб верёвка сложилась пополам, а вы оказались напротив друг друга. Ни в одной команде ни разу никто не оказался напротив друг друга. После этого ведущий задал вопрос: «Вы были уверены, что стоите на равном расстоянии друг от друга? Так вот теперь в подобной ситуации при высказывании своего мнения всегда добавляйте слова: «На мой взгляд, с моей точки зрения, по моему мнению и т.д.»

Если бы в указанной выше дискуссии каждый использовал такие выражения, дискуссия была бы более конструктивной и гармоничной. Ведь важно задумываться и о тоне, и о результате своего общения.

Каждый из нас воспринимает этот мир по-своему, через призму своего опыта, а наши опыты не совпадают. Сколько людей, столько и мнений. Такое понимание позволяет высказывать свою точку зрения и узнавать точку зрения других.

Очень хорошо эту тему отражает древняя индийская притча о шестерых слепых, которые приходят во дворец раджи и там впервые в жизни встречаются со слоном. Каждый из них ощупывает животное руками и рассказывает о своих впечатлениях: «Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копьё». Четвёртый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на верёвку». Завязался спор, поскольку каждый слепой считал своё описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон – это большое животное», - сказал он. – Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придётся сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон». Просветлённые мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

Осознанное понимание, что каждый из нас владеет своим, далеко не полным объёмом информации, открывает путь к отказу от категоричности, получению новых знаний и желанию посмотреть на ситуацию глазами другого человека, чтоб лучше понимать друг друга.

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям
Нет понимания? Приходите в \"Школу семьи\"

Опубликовано 04 Авг 2018 в 23:42. Рубрика: Ценности и смыслы. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.