Передача опыта

Что является главным результатом жизни любого человека? Знания, навыки и опыт. Именно поэтому совершенно по-разному в плане уверенности в себе ощущают себя дети и взрослые. Жизнь как великая школа дарит нам новые знания и опыт ради нашего развития, это наше главное богатство.

Понимая это в зрелом возрасте, очень хочется передать свои знания и опыт своим близким, чтоб предупредить их возможный «негативный» опыт. Когда рождаются дети, родителям хочется оградить их от всех возможных неприятностей, которые они пережили сами, передать свой опыт. Только готовый опыт передать нельзя, как нельзя прожить чужую жизнь.

Непринятие собственного опыта родителями заставляют их «оберегать» своих детей от похожего негативного опыта, не понимая персональной ответственности каждого за происходящее в их жизни и не задумываясь о величайшей роли опыта в жизни каждого человека.

Опыт – это всегда практика. Получать опыт можно по-разному: он может быть внезапный, неожиданный, приносящий стресс, и есть другой способ получения опыта, когда ты сначала получаешь  информацию, а потом её закрепляешь на практике, ты подготовлен к жизненным задачам, жизнь не пугает, а опыт приносит радость и удовлетворение.

Думать о том, чтоб передать детям свой опыт, это иллюзия, лишающая ребёнка самого главного – процесса получения опыта, а это и есть наша жизнь, и у каждого складывается своя цепочка опытов. Попытка оградить своих детей от собственных страхов – это желание лишить ребёнка развития в его собственной жизни, непонимание главного смысла, зачем мы рождаемся. Именно поэтому дети всегда сопротивляются готовым решениям, которые дают им родители. Именно поэтому люди не любят советов, потому что интуитивно чувствуют, что за каждым советом скрывается неосознанная попытка лишить опыта, а, значит, развития.

Свой опыт нужно осознавать, расширяя через него картину восприятия Мира. Тогда любой опыт будет восприниматься с благодарностью, и своих детей от него ограждать не захочется.

Что можно передать детям? Информацию, знания, и передать за них ответственность. А дальше – «предупреждён, значит, вооружён», каждый сам получает свой опыт. Невозможно ребёнку на словах объяснить, что такое «горячо». Можно дать информацию и создать этот опыт, например, дотронуться его пальчиком до утюга. Опыт рождается не от информации, а от ощущений тела, через ощущения тела он записывается в персональной памяти, на подсознании человека. Вот поэтому готовый опыт невозможно передать, его нужно прожить.

Опыт бывает разный: гармоничный и негармоничный. Гармоничный опыт = информация + действия, негармоничный опыт – действия без информации. Именно поэтому так важно учиться, обобщать в знания чужой опыт, чтоб идти подготовленным по жизни. Передача знаний гармонична, когда человек сам спрашивает, обращается за информацией. Тогда он берёт ответственность за свой выбор с учётом полученной информации. Ведь мы можем донести саму информацию, но не можем «включить» за неё ответственность.

Вспоминается интересная девушка лет 25, которая с благодарностью отзывалась о своих родителях: «Мне родители ничего не запрещали. Они давали информацию о последствиях выбора и не мешали мне делать выбор. Я начинала действовать, как правило, происходило так, как предупреждали родители. Я вспоминала это и вовремя останавливалась».

Передача знаний невозможна в одностороннем порядке от старших к младшим, это обоюдозаинтерсованное дело. Важно, чтоб не только старшие хотели передать опыт, а и младшие готовы были его принимать.     Поэтому так важно создавать доверительные отношения со своими близкими и не только, чтоб им самим хотелось у нас учиться.

Представьте, что вы впервые собираетесь в поход. Разумно поинтересоваться у туристов, что нужно взять с собой, получить исчерпывающую информацию. Задавайте как можно больше вопросов на все возможные случаи, и вы будете подготовлены, ваш поход принесёт вам радость вместо неожиданных сюрпризов, когда вы забудете тёплые вещи, фонарик и плёнку от дождя, а возьмете ноутбук и косметику.

Сейчас в социуме сформирована разумная тенденция передачи опыта. Опыт структурируется в системные знания, размещается в интернете и предлагается всем желающим. Когда запрос на получение знаний, с одной стороны,  и желание передать опыт, с другой стороны, совпадают, это самое гармоничное решение, где сохраняются максимальная благодарность.

Передача знаний начинается с передачи ответственности. Пока вы волнуетесь за оценки своих детей, вы забрали их ответственность за учёбу. Если вы решаете текущие ситуации своих близких, они скажут сиюминутное спасибо, а на подсознании будут знать, что вы их лишили опыта.

Пусть дети забывают учебники, просыпают в школу, получают двойки, теряют шапки, ссорятся и мирятся, только сами через опыт они научатся ответственности за свои поступки, пусть муж или жена забывает документы, опаздывает на поезд, теряет зонтик или ключи от машины, всё, что не опасно для жизни и здоровья, позвольте всем и себе тоже получать опыт.

Ведь это и есть наша жизнь. Информация – действия – анализ, извлечение и закрепление опыта. Эта цепочка наполняет нашу жизнь смыслом.

А как вы относитесь к получению опыта своего и вашими близкими?

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям
Нет понимания? Приходите в \"Школу семьи\"

Опубликовано 30 Апр 2020 в 16:00. Рубрика: Ценности и смыслы. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.