Застенчивость

зависимость от оценки окружающих

Юлечка всегда, сколько она себя помнила, была очень стеснительной девочкой.

Как только она оказывалась в центре внимания, её неожиданно о чём-то спрашивали, она краснела, ей хотелось провалиться сквозь землю, спрятаться в дальний угол, и никогда больше не встречаться с теми, кто её поставил в такое положение.

А таких, ставящих в неудобное положение, становилось всё больше и происходило это всё чаще. Мир разделился на 2 части: свои и чужие.

Многие люди вокруг стали восприниматься как враги, которые только и думают о том, чтобы задать Юлечке неудобный вопрос. А неудобным начинал становиться практически каждый вопрос, потому что был неожиданным. Она не успевала подумать, найти «правильный» ответ, и от этого смущалась ещё больше. Мир стал восприниматься злым.

Время шло, а застенчивость сама не проходила. Порой хотелось сбежать от всех подальше, спрятаться.

Это состояние мешало жить, вызывало вечное беспокойство и напряжение, приводило к крайней тревожности.

Как многого она себя лишила: от скольких встреч отказалась, столько поездок не совершила, так многое не сделала!

От этого неприятного состояния скованности, зажатости так хотелось избавиться!

Она начала искать пути выхода. Первое, что ей помогло, была книга профессора Зимбардо «Застенчивость». Главная мысль, которая ей тогда помогла, состояла в том, что каждый застенчивый противопоставляет себя всем остальным, считая, что он один не такой, а все остальные нормальные. После такого осознания появилось ощущение общности: оказывается, каждый в той или в другой степени испытывает это состояние в разных ситуациях. Забор разделённости рухнул, оказалось, другие тоже такие.

Однажды она встретилась с женщиной, еще более застенчивой, чем она. Женщина была так зажата, терялась при разговоре, что она впервые увидела свою застенчивость со стороны. Оказалось, что другим людям не очень приятно с таким человеком общаться. Она тут же вспомнила, что ей всегда нравились открытые, легкие люди. Это была еще одна мотивация на пути к цели – чтоб другим было комфортно общаться с ней.

Постепенно стало намного легче общаться с людьми. Она стала улыбчива и открыта, особенно в узком кругу. Она стала замечать застенчивость других и помогать им, поддерживать в сложную минуту.

Затем был психологический тренинг, когда её поставили в круг из незнакомых людей и дали задание: у каждого попросить какое-нибудь качество взаймы. Так впервые она рассматривала людей с позиции их лучших качеств. Это был интересный опыт и новое открытие: оказывается, в каждом она раньше выискивала не самые лучшие его стороны. Она неосознанно пыталась найти, что в других «не так», чтоб создать свою команду таких же, как она «не таких». Эта общность выручала.  Она поняла, что застенчивый всегда зависит от оценки окружающих и ждёт при этом только нелицеприятной оценки. А почему? Потому, что сам так же относится к людям.

Новый опыт подарил и новый угол зрения: научиться видеть других людей всегда в позитиве. Постепенно изменилась её речь: Танька стала Татьяной,  Олька - Олечкой.

Когда так воспринимаешь людей, застенчивость как рукой снимает. Ведь если сам видишь в них самое лучшее, даже в голову не придёт мысль о том, что кто-то плохо подумает.

Самый главный подарок ждал её впереди. И это было открытие. Она вдруг поняла, что её застенчивость – это своего рода мания величия, когда она решила, что она самая главная в этом мире, и все только на неё и смотрят, о ней думают и говорят. В первые минуты такого озарения стало смешно, ушёл страх и зацикленность на себе..

Её колючесть, заставляющая защищаться от мира, превратилась постепенно в мягкость.

Встреча с Учителем (мудрым человеком, ответившим на все вопросы, за что его захотелось назвать Учителем) подарила ей самый главный рецепт от застенчивости и зависимости от оценки окружающих: перестать думать о себе, любимой, сместить акцент внимания с себя на других или то дело, которое делаешь, наполнить его смыслом, ради чего его делаешь, увидеть других людей рядом, свою возможность что-то сделать для них.

Все эти озарения постепенно делали её всё свободнее, всё раскованнее. Жизнь стала понятной. Чтобы она ни делала, она наполняла это смыслом: а ради чего я это делаю? И всё сразу менялось…

Если раньше она думала о том, как её воспримут другие люди, как оценят, что скажут, то такие негативные мысли и притягивали негативные оценки. Всегда находился кто-то, кто оценивал не так, как она ждала. Как известно, ожидания не оправдываются. Сейчас она всё делала то же самое, но с совершенно другими мыслями. Когда её пригласили читать лекции студентам, она думала не о их оценке, а о том, что нового она им может дать, как понятнее передать свои знания, насколько они смогут им пригодиться в дальнейшем. Когда решила сменить профессию и защищала диплом психолога, она уже видела всех, кому сможет помочь справиться с их застенчивостью,  она делала это ради них. Её голос звучал уверенно, ни малейшего волнения даже не возникло.

Дальше всё легче было выходить к людям. Мысли о том, чем она может быть полезна, как многим может помочь, давала силы и уверенность выходить на большую аудиторию.

Такая простая фраза – сместить акцент внимания с себя на других – дала возможность в корне изменить свою жизнь. Конечно, если её пропустить через себя, осознать.

Такая метаморфоза очень порадовала и подарила веру в возможность изменить в себе всё, что не нравится, любое качество.

Эта перспектива вдохновляет и радует!

А вам что хочется изменить в себе? Самое время ставить новые цели!

Понравилась статья? Расскажите друзьям
Нет понимания? Приходите в \"Школу семьи\"

Опубликовано 28 Дек 2012 в 4:08. Рубрика: Инверсия, стереотип, Школа отношений, Эта понятная Жизнь. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.