Восприятие и управление информацией

Мы с вами живём в мире, где информация первична вне зависимости от того, осознаём мы это или нет. Либо вы владеете необходимым объемом информации и управляете своей жизнью, либо это делает за вас кто-то другой.

Работая с людьми, и, в первую очередь, со школьниками и студентами, появились следующие наблюдения, связанные с восприятием информации, которыми мне захотелось поделиться.

1. Первопричина всего, что происходит с каждым человеком, в его мыслях – осознанных или неосознанных. Первопричиной негативной ситуации может быть страх, заложенный в прошлом. Страх всегда притягивает то, чего человек боится. Не осознавая своих страхов и ничего не меняя в своей жизни, можно только усугубить ситуацию. Осознавая свою ответственность за свои мысли, можно научиться управлять своей жизнью.

2. Правило первой информации. На уровне сознания происходит получение и структурирование информации. И здесь большую роль играет впервые услышанная информация: услышанное объяснение учителя, информация из прочитанного учебника, интернета или телевизора. Вся последующая информация воспринимается через призму первой информации. Становится понятно, почему Джордж Сорос  выпускал для всех стран бывшего Советского Союза учебники после 1991 года, формируя нужный ему взгляд на историю нашей страны.

С этим правилом связано и чувство ностальгии. Всё самое лучшее, как правило, из детства.

3. Информация воспринимается и запоминается через повторяемость. Так, нужно несколько раз прочитать текст (для всех разное количество раз), чтоб его запомнить. Повторяющаяся одинаковая информация в разных источниках создаёт представление об её истинности. Не могут же разные источники одновременно ошибаться. Если внимательно проанализировать подачу новостей в разных СМИ, то возникает ощущение, что многие из них управляются из одного центра.

4. Формирование словесных штампов, которые повторяются и впечатываются в сознание, хорошо запоминаются и воспроизводятся.  Когда у человека есть своя целостная позиция в любой области (профессии, социуме, политике), он умеет её выразить своими словами, и штампы ему не нужны. Штампы нужны при недостатке информации и понимания и попытке создать однозначное и единственно «правильное» мнение. Например, школьники сыпали множеством таких заготовок, как тоталитарный режим, сталинские репрессии, независимые СМИ, выборы нечестные, бряцание оружием и т.д. При этом ни одну из тем всесторонне никто из них раскрыть не может. Тем, кто разбирается в теме всесторонне, подобные штампы не нужны, да они и не могут возникнуть при целостном подходе.

5. Философия протеста, формирование позиции, противоположной провластной.

Подростковому возрасту свойственно состояние протеста, юношеский максимализм и нигилизм. В отрицании существующего порядка всегда хочется придумать что-то своё, лучшее, идеальное. Это свойство молодёжи очень хорошо используется при формировании состояния протеста, а, значит, противостоянии провластной позиции. О  том, что эта технология, и она используется в разных странах для смены неугодной власти, говорят похожие лозунги в разных странах:  Украина без Кучмы;  Асад должен уйти; Путин, уходи; отвергни Сержа и логотипы протеста (сжатый кулак).

Протест возникает не на голом месте, он связан с реальными ситуациями недовольства. Но любую ситуацию можно решить многими способами. Протест не настроен на улучшение ситуации, никогда не предлагается модели будущего, только недовольство тем, что есть. Если вам рассказывают как всё плохо и не предлагают созидательного решения, вами манипулируют.

6. Нецелостная и фрагментарная подача информации.  Особенность современного мира в том, что при огромных потоках информации, подаётся она в основном однобоко и фрагментарно. Например, «кальян не так вреден, как сигареты». Недавно вспомнила историю о Павлике Морозове, на развенчании его героизма разрушали нашу великую страну. Пытаясь недавно разобраться в этой информации и прочитав полную информацию об этой истории, удивилась грубой фальсификации с вырыванием из контекста какой-то части.

7. Эмоции и разум. Когда включаются эмоции человека, разум выключается. Ни одно решение, принятое в состоянии эмоции, не приведёт к гармоничному результату. Нельзя в таком состоянии увольняться  с работы, уходить из семьи и делать прочие необдуманные глупости. Реклама, технологии продаж и протестов всегда обращаются к человеческим эмоциям. Если информация подаётся так, чтоб пробудить ваши эмоции, у этой информации, вернее, её авторов, есть свои конкретные цели, которые вы, скорее всего, не осознаёте. Ваши с ним цели совпадают?  Такое впечатление, что всех журналистов осознанно учат давать информацию не на уровне логики, а на уровне эмоций.

8. Принцип большинства и чувство единения. Человек – существо коллективное. Ему важно иметь поддержку, быть принятым социумом. Когда люди объединены общей идеей, целью, их энергия объединяется и усиливается. Думаю, все это чувствовали на шествии «бессмертного полка», больших городских праздниках, соревнованиях, концертах. Коллективная энергия намного мощнее арифметического сложения энергии каждого. Этот принцип используется в технологии оранжевых революций, когда, используя недовольство общества конкретной ситуацией, людей выводят на площади под определённые лозунги. Энергетика толпы зашкаливает, испытывая эйфорию от единения с огромным количеством людей, свою сопричастность к происходящему, неосознанно рождается ощущение правильности всего происходящего.

9. Информационное пространство даёт ответы на все наши вопросы. Нужно научиться грамотно задавать вопросы и быть открытым к ответам, они обязательно прозвучат.

10. Любая информация воспринимается всегда через призму собственного неосознанного опыта. Мы живём в общем информационном пространстве, но получая одну и ту же информацию, каждый человек воспринимает её по-своему. Т.е. информация ложится не на чистый лист, а на неосознанный опыт человека.

11. Каждый человек владеет своим объемом информации. Информация имеет свойство расширяться до бесконечности. Нет конечной точки у информации. Меняетесь вы, меняется ваша информация и ваше мировоззрение. Один и тот же человек в 20 и 40 лет совсем по-разному смотрит на мир. Меняться – это грамотно.

12. Наши точки зрения в зависимости от мировоззрения   могут в чём-то совпадать с другими людьми, но это не даёт гарантии, что они будут совпадать во всём. Осознанно формируя свою мировоззренческую позицию, учимся понимать и уважать точку зрения другого человека.

Желаю каждому владеть максимально необходимым объёмом информации, уметь её структурировать и осознанно учиться управлять своей жизнью!

 

 

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям
Нет понимания? Приходите в \"Школу семьи\"

Опубликовано 30 июля 2018 в 2:26. Рубрика: Ценности и смыслы. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.